Чудотворный Кошарский Крест

Кресту твоему поклоняемся Владыко,
и Святое Воскресенье Твои славим

Во времена святителя Иоасафа (1748-1754 гг.) в Кошарах проживал богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме находился Крест, присланный родным братом — послушником Афонского монастыря.

Но развращенный помещик не питал к святыне ни малейшего благоговения. И однажды после неудачной охоты, во время которой звери растерзали его любимую собаку, он остановил взгляд на Кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото.

"Мне говорили, что он святой и чудотворный, а мне он не приносит никакой пользы", — пояснил помещик опешившим дворовым людям свое вероломное решение.
Кощунственное приказание было исполнено, и святой Крест оказался в заболоченном месте неподалеку от дома Выродова.

Прошло много лет. Хозяин имения умер. Как говорили в народе — лютой смертью грешника. Крест затянуло болото.

А в конце XVIII века произошло чудо. Один слепой человек услышал во сне голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне — тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник.

Позже (очевидно, местность стала более сухой) был выкопан колодец.

Весть об обретенном Кресте быстро разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов.

В первое время Крест стоял на устроенных для него подмостках, затем был перенесен в каменную часовню, построенную тогдашним землевладельцем Пузановым, а еще позже — в Белгородский Николаевский монастырь, где находился около тридцати лет.


В настоящий момент находится в Крестовоздвиженском храме г.Белгорода.

Паломничество к святыне

Брошюра о Кошарском Кресте, написанная отцом Порфирием, вышла в свет в 1903 году. Но еще раньше священником был опубликован очерк в одном из популярных русских журналов.

Явленный и чудотворный Крест Крестовоздвиженской церкви села Архангельскаго, Кашары тож, Белгородскаго уезда, Курской губернии (На основании церковной летописи и устных преданий) репринтное издание – с издания 1903 года.
Печатается с благословения Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна.

При входе в небольшой Кошарский храм каждый богомолец останавливает свое благоговейное внимание на дорогой святыне храма — явленном и чудотворном Кресте, который помешен на видном месте, налево от северных дверей алтари по одной линии с иконостасом.

Крест величественный, деревянный вышина его 2 2/4 аршина, ширина в поперечнике — 2 аршина 6 вершков.

Лицевая и противоположная ей (задняя) стороны Креста усердием жертвователей украшены серебряной оправой, весом около пуда.

Ветхое дерево креста, полинявшая и отпавшая по местам живопись его, изображающая распятие Спасителя свидетельствует о древности святыни согласно с преданием, которое гласит так:

Во времена Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго и Обоянскаго (1748—1754 г) в селе Кошары проживал богатейший землевладелец Юрий Выродов, в доме которого находился описываемый Крест, именовавшийся чудотворным и присланный владельцу родным его братом послушником одного из афонских монастырей.

Нечестивый и развращенный помещик с неохотою держал в своем доме Крест и не питал к нему ни малейшаго благоговения.

Однажды после неудачной охоты, во время которой звери растерзали любимую его собаку, возвратившись домой в раздраженном состоянии духа и остановивши свой взор на кресте, помещик вдруг пришел в сатанинскую ярость и, обращаясь к слугам, закричал: «выносите сейчас же Этот Крест из дома и бросьте его в трясину! Мне говорили что он святой и чудотворный, а я пользы никакой не вижу в нем».

Кощунственное приказание было исполнено, и св. Крест был брошен в болотистый ил, невдалеке от жилища помещика.

Прошло много лет: Выродов умер лютою смертью грешника, а поруганный и зарытый в грязь Крест был обретен чудесным образом

В конце 18 века некий слепец слышал во сне голос, обещавший ему исцеление от слепоты, если он отправившись в Кошарскую трясину, вынет оттуда св. Крест. При участии нескольким лиц св.

Крест был найден, и лишь только слепец приложился к нему, как тотчас же прозрел и начал славить Бога.

На месте обретения Креста оказался ключевой источник, где впоследствии устроен был колодезь, изобилующий поныне прекрасной водой.

Весть об обретенном Кресте быстро разнеслась по окрестностям и привлекла массу богомольцев, из которые многие получили исцеление от своих недугов.

В первое время по обретении Крест стоял на устроенных для него подмостках, а зятем перенесен был в каменную часовню, сооруженную тогдашним Кошарским землевладельцем Пузановым и существующую доселе.

Епархиальное начальство, извещенное о св. Кресте и чудесах, полученных от него, предписало священникам Покровской городской церкви, куда было приписано село Кошара, являться поочередно в часовню и служить молебны чудотворному Кресту по просьбе многочисленных его поклонников. Архиепископ Илиодор вступивший через несколько лет после сего в управление Курскою епархиею, узнав о чудотворном Кресте, нашел неудобным хранить его в часовне и повелел перенести его в Белгородский Николаевский монастырь, где ныне находится епархиальное Женское училище.

Здесь св.Крест стоял около 30 лет до времени епископства Сергия (впоследствии Митрополита Московскаго).

В 1860 году сей архипастырь вследствие просьбы Кошарской помещицы, генеральши Анны Варлаамовны Богданович исходатайствовал у св. Синода разрешение построить в селе Кошары на средства просительницы храм и в нем поставить чудотворный Крест.

С 1863 года Кошарцы имеют счастье молиться в своем Храме пред своим по праву принадлежащим им явленным Крестом.

Из чудес совершенных силою явленнаго Креста Господня, в церковную летопись внесены следующия:

1) В 1875 году пятилетняя дочь крестьянки села Краснаго, Белгородскаго уезда, Александры Безсарабенковой, вследствие золотухи ослепла. Накануне Рождества Христова несчастная мать увидела во сне старца, который сказал ей: «отслужи молебен Кошарскому Животворящему Кресту и дочь твоя будет здорова». Молебен был отслужен и девочка, быв умыта водою, которой предварительно облили св. Крест, прозрела.

2) В Сентябре месяце того же года сын крестьянки деревни Тавровой, Белгородскаго уезда, Иван Евфимиев Полишенков, 11 лет от роду, лежал на одре разслабленным. Отец его, слыша о чудесах св. Креста, дал обещание непременно побывать в Кошарской церкви и помолиться св. Кресту, если болезнь сына хоть немного уменьшится. Вскоре больной почувствовал лучше. Обрадованный отец немедленно поехал с сыном в Кошары. После молебна с водоосвящением, приложившись к Чудотворному Кресту; мальчик вдруг стал на ноги и мог идти без посторонней помощи. Возвратившись домой и начав ежедневно отираться маслом, взятым из лампады у св. Креста, он вскоре совершенно выздоровел

3) Тобольской губернии Петропавловскаго уезда, отставной артиллерист Константин Павлович Тиранов и жена его Александра Яковлевна, идучи на поклонение к св. Киевопечерским угодникам, зашли по дороге в Кошарскую Крестовоздвиженскую церковь, и поклонившись св. Кресту, взяли себе святой воды и масла, причем муж помазал себе водою глаза, которыми плохо видел около 25 лет, а жена натерла себе маслом вольную ногу. Прошедши некоторое разстояние по направлению в Киев, Больные почувствовали себя здоровыми. На дороге они нагнали мещанина Саратовской губ, Воскресенскаго уезда, Андрея Степанова Кирячина, который услышав от спутников разсказ о их чудесном исцелении, поведал им, что он страдая куриною слепотою в течение семи лет, стал здравым с того дня, как впустил себе в глаза несколько капель масла, взятого у чудотворнаго Креста. На обратном пути из Киева все поименованныя лица зашли вторично в Кошарский храм поклониться св. Кресту и поблагодарить Господа за свое исцеление.

4) 1880 года, Мая 3 дня крестьянка слободы Пушкарной, Обоянскаго уезда, Александра Андреева Белоусова заявила священнику села Кошары о.Иосифу Золотареву, что она, страдая болезнью ног, много лет не могла родить, когда же начала лечиться маслом и водою от св. Креста, Быстро выздоровела.

5) Мешанка подгородней г.Белгорода слободы Жилой Елизавета Черкашенкова свидетельствует, что одна, знакомая ей десятилетняя девочка (имя и звание ея, к сожалению не указаны), имела на голове сплошной струп который был снять, как шапка, вслед за тем, как помочили голову святою кодою, слитою с Креста.

6) 1882 года, Апреля 23 дня мешанка г. Белгорода Параскева Дмитриевна Пулькина заявило, что ея сын Василий имел шею, сведенную назад и избавился от своего недуга наружным и внутренним употреблением святой воды взятой от чудотворнаго Креста.

7) 1885 года, Января 23 дня надворный советник Петр Григорьевич Приймин (и ныне здравствующий и проживающий в г.Белгороде) собственноручно в церковную летопись записал, что он страдая застарелою болезнью груди и не получив никакой помощи от медицинского лечения, сделался здоровым, благодаря тому, что проглотил кусочек гнилого дерева, отставший от нижней части чудотворнаго Креста, когда последний украшали серебрянной оправой.

8) 1886 года, Августа 16 дня крестьянин села Журавлевки Белгородскаго уезда Моисей Васильев Коротаев сообщил Кошарскому причту, что он Коротаев, маслом взятым из лампады у чудотворнаго Креста вылечил себе больную ногу, которую доктора советовали отрезать Ему.

9) Священник Белгородской кладбищенской церкви о. Василий Солодовников пишущему сии строки заявил, что он, Солодовников, в 1887 году заболел воспалением легких настолько опасно, что один из Харьковских профессоров-медиков предложил ему или ехать в Самару лечиться кумысом, или, в противном случае, ожидать себе В самом непродолжительном времени смерти. О. Василий в Самару не поехал а, прибыв в Кошары отслужил св. Кресту молебен после чего быстро начал поправляться вопреки предсказанию доктора, здравствует доселе.

10) 1897 года, Июня 14 дня крестьянин Пензенской губернии, Сapaнcкaro уезда, села Уды, Иван Алексеев Овчинников прислал на украшение чудотворнаго Креста посильную лепту в благодарность за то, что получил облегчение болезни ног, когда по пути в Киев зашел в часовню и с верою помолился св. Кресту.

11) в Ноябре месяце 1899 года у Белгородскаго купца Николая Павлова заболели скарлатиной двое сыновей, из которых один умер, а другой Сергий лежал в безнадежном положении. Убитая горем мать, утратив веру в медицинскую помощь, упросила одну знакомую ей женщину сходить в Кошарскую церковь, отслужить молебен св. Кресту и принести для больного ребенка св. воды. Лишь только вода была принесена, как больной, дотоль ничего не сознававший, вдруг открыл глаза и ясно произнес: «дайте мне воды!». После двух-трех глотков св. воды ребенок имел нормальную температуру и в короткое время стал совершено здравым,

12)1909 года, мая 22 дня, Следственная Комиссия, под председательством Высокопреосвященнейшаго Питирима, Архиепископа Курскаго и Обоянскаго, производила допрос поименованнаго ниже свидетели по предварительном приводе его к присяге, и он показал: я, потомственный дворянин Василий Михайлович Григоросуло, православный, 60 лет, проживаю в Грайворонском уезде, в с.Кобелевке, Ивне тож. Будучи случайно в г.Белгороде по своим семейным делам и узнав о присутствии в г.Белгороде Следственной Комиссии, я счел своим долгом заявить ей следующее. Двадцать два года тому назад я был поражен нервным ударом, который парализовал мне язык правую руку и левую ногу и повлиял на мозговую систему так, что я совсем потерял способность правильного мышления. Врачи стали лечить меня электричеством и продолжали это лечение целых три года, по истечении какового времени у меня параличное состояние уменьшилось — язык стал немного действовать и я стал, хотя плохо, говорить и действовать руками и нотами. Но вскоре мне опять стало хуже. Ноги и руки ослабели настолько, что я без сторонней помощи ходить не мог и больше лежал; у меня даже образовались пролежни, при этом у меня совершенно перестал действовать желудок, он не варил пиши и мне постоянно прочищали его машинкой. Так продолжалось целых 18 лет. В заключение я настолько ослабел и испытывал такия муки, что рад был бы скорее умереть. При таком моем состоянии, родные мои посоветовали мне съездить в г.Харьков к профессору Крылову для установления диагноза моей болезни.

Я отправился и профессор Крылов, по освидетельствовании меня, сказал мне так, «в том, что у вас не действуют ноги, беды еще мало, можно приобрести кресла для езды, а что касается вашего желудка, то он парализован, вылечить его нельзя и его нужно вырезать». При этом Крылов указал мне больницу, в которую меня можно было положить для аперации и дал мне рекомендательную карточку, прося оставить меня в сей больнице.

Но прежде чем ехать в больницу, я попросил отвезти меня к родной сестре, проживающей в Харькове. Та, видя слабость моих сил и будучи убеждена, что я не вынесу столь тяжелую аперацию, не посоветовала мне ложиться в больницу для аперации и порекомендовала лучше ехать домой. Тогда я, находясь в полном отчаянии, решил возвращаясь домой, заехать по пути в г.Белгород к Святителю Иоасафу, котораго с детства знал за Угодника Божия и попросить его помолиться Господу о том, чтобы он или поскорее прекратил мои муки и взял меня от сей жизни в жизнь вечную, или чтобы исцелил меня от моего недуга. По приезде в Белгород я был с великим трудом, под руки, введен в пещеру Святителя Иоасафа и был положен около его гробницы, так как стать не мог, настолько я был слаб. Лежа я молился ему, как сказано выше, или об ускорении моей смерти, или о даровании мне здоровья.

Вдруг ко мне обращается стоявший у изголовья гробницы Святителя Иоасафа иеромонах и говорит: «вы бы съездили в с.Кошары к животворящему Кресту, может быть Господь дал бы вам там помилование». В этот момент я вспомнил, что несколько лет тому назад приблизительно среди всего периода моей болезни, я будучи в забытьи, или в сонном состоянии, точно не помню, слышал как бы голос из за стены:

«Если бы Вы обратились к отцу Порфирию и он помолился бы Животворящему Кресту, то, может быть, Вы и были бы Богом помилованы». Вспомнив Это, я приказал тотчас же везти меня в с Кошары, где имеется чтимый Животворящий Крест. По приезде в это село, я попросил священника онаго, которым оказался о.Порфирий Амфитеатров, отслужить молебен во время которого я лежал. По окончании молебна, о. Порфирий что-то приложил ко мне и дал мне напиться воды и мне тотчас же стало легче, затем меня привезли домой, где я заснул на целыя сутки. Семья думала, что я доживаю последния минуты и уже не прийду в себя.

Между тем я проснулся и тотчас же почувствовал запах жареннаго; я попросил поесть, а через несколько часов мне снова захотелось есть, и я снова поел и желудок мой с того момента начал варить пишу. После этого желудок стал все более и более улучшаться, и недели через три я совершенно выздоровел, без всякой медицинской помощи, Теперь я вот уже четыре года совершенно здоров.

Потомственный дворянин Василий Михайлович Григоросуло.

Мы глубоко убеждены, что описанныя чудеса составляют самую незначительную часть чудесных благодеяний, которые непрестанно обильною струею истекают от явленнаго и чудотворнаго Креста, побуждая всех и каждаго взывать: Слава, господи Кресту Твоему честному!

Священник Порфирий Амфитеатров
________________________________________
Примеч. автора.
• Сей помещик (Юрий Выродов) приобрел своим безбожием и безнравственностью печальную историческую известность. В 1750 г. со множеством своих слуг он ворвался ночью в дом священника Покровской Белгородской церкви и «разбойнически» забравши дочь священника Пелагею, увез ее к себе в дом на растление, за каковой поступок соединенный с упорным нераскаянием, был отлучен Святителем Иоасафом от «входа церковнаго, и сообщения Божественных Тайн»(«Церковныя отлучения в Белгород, епархии в XVIII в.» — Проф. А. Лебедева).

• Через несколько лет по смерти его, говорит предание, тело его найдено черным и окаменелым

О Чудотворном Кошарском Кресте и целительном роднике узнали в разных уголках России. И Крестовоздвиженский храм стал встречать гостей, преодолевших сотни километров. Особенно много паломников приезжало летом. Некоторые у кошарских святынь проводили по месяцу и дольше.

Стараниями отца Порфирия был построен странноприимный дом.

У Чудотворного Креста и целительного родника регулярно служились молебны. А при большом стечении паломников из храма выносился Крест и устанавливался на специальных подмостках у колодца.

По воспоминаниям местных жителей, чья жизнь была тесно связана с храмом, в летние месяцы у учеников церковноприходской школы была своего рода "учебная практика". Они, помогая работникам храма, записывали имена людей для церковной молитвы об их здравии. За эту работу юные "писари", по благословению священника, получали вознаграждение — одну копейку от каждого, кто заказывал молебен. И нередко паломников было так много, что крестьянские ребятишки чувствовали себя "опорой и надеждой семейства", неся родителям целый рубль.

"По вере вашей да будет Вам"


Отец Порфирий Амфитеатров рассказывает о двенадцати случаях улучшения здоровья или полного выздоровления после молитв у святого Креста и целительного родника. И это, конечно, малая часть той радости, которую познали сотни людей, посетивших Крестовоздвиженский храм.

Старожилы Кошар до сих пор помнят трогательные истории, происходившие на их глазах. Одну из них, поведанную Марией Сергеевной Зубаревой (к сожалению, ныне уже покойной), нам хочется рассказать в этом издании.

Происходило это незадолго до октябрьских событий 1917 года. Но в удаленном от политических страстей селе жизнь шла своим чередом. Хористы (в их числе и ученица церковноприходской школы Машенька Зубарева) собрались в храме на очередную спевку. Но батюшка сообщил, что занятие в этот раз отменяется: приехала женщина с больным сыном и просит отслужить молебен Чудотворному Кресту. Во время молитвы сильно утомленный дорогой больной юноша стал заметно бодрее, и мать, окрыленная надеждой, приняла решение остаться в Кошарах на более длительный срок.

Почти все лето провели паломники из Пензы у кошарских святынь. И деревенские ребятишки с интересом наблюдали за тем, как вначале парализованного юношу на коляске возила мать, как он делал первые самостоятельные шаги, держась за спинку своей неразлучной "спутницы", и как он, наконец, оттолкнул коляску и, сияя улыбкой, пошел навстречу сельским девчушкам, от удивления роняющим на землю цветы. За лето детвора подружилась с добрыми и общительными паломниками, и часто по утрам девчонки бежали на луг, чтобы собрать для них ягоды и нарвать цветы. В награду за это они получали от матери выздоравливающего юноши орехи и сладости.

Провожая паломников на железнодорожную станцию, церковный староста распорядился запрячь лошадь — ведь молодой человек еще не совсем окреп. Но юноша решительно отказался: "Нет, я пойду сам!.."

Как и подобает настоящему мужчине, взял чемодан, подал руку маме и, одарив всех прощальной улыбкой, уверенно направился к станции...

А через несколько недель из Пензы пришло переполненное счастьем и благодарностью письмо, которое батюшка прочел перед всеми прихожанами храма... И такие письма в храме читались нередко.

"Мы очень любили своего учителя"
При беседе со старожилами Кошар невозможно не отметить их необыкновенно теплого отношения к священникам, служившим в Крестовоздвиженском храме. Как охотно и с какой любовью вспоминают они о своих духовных наставниках!

Мы расскажем только об одном пастыре, имя которого произносится белгородцами с особым уважением.

О священнике Порфирий Ивановиче Амфитеатрове написано много добрых и теплых слов. Он известен как публицист, педагог, заведующий церковноприходской школой, считавшейся одной из лучших в Курской епархии. Его стараниями был построен странноприимный дом для приезжающих в Кошары паломников. Он стяжал славу доброго пастыря, молитвенника, наставника и печальника о страждущих. Паломники стремились посетить Кошары не только ради поклонения святыне, но и для назидательной беседы с о.Порфирием, известность которого распространилась за пределы уезда.

Отец Порфирий был настоятелем Крестовоздвиженского храма с 1898 по 1915 годы. Свое пастырское служение совмещал с преподаванием в Белгородском Духовном училище и церковноприходской школе. В 1915 году он был назначен настоятелем Успенско-Николаевского собора г.Белгорода.

Большевики отнесли его к числу самых опасных для строя пастырей и приняли все меры, чтобы быстрее расправиться с ним. О.Порфирий был арестован почти одновременно с епископом Никодимом. Вскоре после ареста был расстрелян. Но тело его не было найдено ни в одной из обнаруженных могил жертв большевистского террора.

Очевидно, большевики приняли меры к сокрытию его останков. Слишком велики были любовь паствы и почитание ею о.Порфирия.
Многие духовные чада оставили об отце Порфирии свои воспоминания.

Мы хотим привести одно из них - уже упомянутой нами Марии Сергеевны Зубаревой, ученицы священника-педагога.

Сельские детишки, обучающиеся в церковно-приходской школе, очень любили отца Порфирия, хотя и немного побаивались: был он добрым, любвеобильным, но и строгим, требовательным. И не только по отношению к детям. Для их мам и пап он тоже был воспитателем.

Мария Сергеевна вспоминает, что настоятеля очень беспокоило семейное благополучие прихожан. И если он узнавал, что кто-то обижает своих домочадцев, то без глубокого покаяния не допускал до Причастия Христовых Тайн. Жизнь православной семьи была частой темой его проповедей. А в качестве положительных или отрицательных примеров приводились в ней эпизоды из жизни прихожан. И всегда в словах батюшки звучали надежда и доверие к человеку: "Он был плохим семьянином, но он искренне покаялся, и я верю, что в этой семье все образуется."

Практически всех сельчан батюшка знал в лицо, и засидевшаяся под луной влюбленная пара, завидев идущего священника, старалась тут же разбежаться по домам, иначе не избежать короткого и ясного приказа: "Так, деточки мои, время уже позднее, и на прощание вам дается одна минута."

Отец Порфирии был действительно заботливым отцом для всей деревни.

Кощунство было наказано.

Волна борьбы с "религиозным дурманом" не могла обойти храм, в котором находилась столь почитаемая святыня. В 1922 году из Крестовоздвиженского храма, по сохранившимся архивным данным, было изъято "22 предмета из серебра весом 1 пуд 5 фунтов 11 золотников". А в 1927 году большевики решились посягнуть на главную святыню храма.

"Приехали партийцы. Собрали всех перед нашим храмом и начали объяснять про дурман, про опиум, про несуществующего Бога", — вспоминает семидесятипятилетняя Виктория Стефановна Литвинова, внучка священника.

После пылких выступлений подготовленных ораторов люди в кожанках объявили цель своего приезда: забрать из храма Крест и увезти его с собой. Местным жителям было предложено самим вынести святыню из церкви. Но никто из них не рискнул. Тогда член губкома Кравцов ухарски пообещал: "Мне ничего не стоит и самому крест-то сорвать".

Люди в ужасе упали на колени. Женщины плакали и молились. Старики с надеждою смотрели на небо. Ясное и безоблачное было оно.

А дерзкий Кравцов уже вышел с Крестом на плече из церкви и с усмешкой бросил его в приготовленную подводу. Сам уселся сверху Креста и самодовольно возвестил: "Ну вот и весь ваш Бог, ничего он мне не сделал. И вам ничего не делал". Сильно стегнул лошадь вожжами и уехал. Только недалеко уехал... На перекрестке улиц Гостенской и Полянской (сейчас это улица Фрунзе) его убило молнией.

Сразу насмерть. И тучка была небольшая. И сильной грозы не было...

После неожиданной смерти партийца Кравцова атеисты, очевидно, почувствовали, что на Крест этот посягать больше не стоит. И подойти к делу решили по-другому: вернуть Крест на прежнее место, а сам храм — закрыть. Что и было исполнено в начале тридцатых.

На церковные двери представители богоборческой власти повесили большой амбарный замок. Ктитором в храме в то время была Мария Ивановна Киреева. Она, чтоб ничего не разграбили, рядом вывесила свой замок. А затем отправилась в Москву! Добилась приема у самого Калинина. И домой вернулась с резолюцией "Храм — открыть!"

Местным властям ничего не оставалось делать, как подчиниться.

Продолжение =>