Рождество Христово (в Русской православной церкви Е́же по пло́ти Рождество Господа Бога и Спа́са нашего Иисуса Христа; греч. Η κατά
σάρκα Γέννησις
του Κυρίου και
Θεού και Σωτήρος
ημών; у старообрядцев Рожество́
Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в
честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
В христианской церкви с конца II
века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6
января. Около 200 года Климент Александрийский
упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника
Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Вероятно,
это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко
распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чье рождение
отмечали 25 декабря.
В православии входит в число
двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.
Русская, Иерусалимская, Сербская,
Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные и восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по
юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января
современного григорианского календаря.
Константинопольская (кроме
Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская,
Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие
православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому
календарю, который совпадает с современным григорианским календарем, то есть
одновременно с другими христианскими конфессиями,
отмечающими Рождество по «новому стилю».
В христианской церкви с конца II
века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6
января. Около 200 года Климент Александрийский
упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника
Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Вероятно,
это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко
распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чье рождение
отмечали 25 декабря.
В Армянской церкви Рождество, как
в древней Церкви, празднуется 6 января в один день с Крещением Господним под
общим именем Богоявления.
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится у канонических евангелистов Луки
и Матфея, а также о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух
апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и
«Евангелии Псевдо-Матфея».
Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам; всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, среди чужих людей, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира.
Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева Сама,
без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех»
(Лк. 2: 7). Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было
глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи,
бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал:
«Не бойтеся, се бо
благовествую вам радость велию, яже
будет всем людем. Яко родися
вам днесь Спаситель, иже есть Христос Господь, во
граде Давидове» (Лк. 2: 10–11), и смиренные пастыри
первыми удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему
до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям,
Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам:
по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением
ангельской силы. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него
самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком.
Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше
сокровища своя, принесоша
Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» (Мф. 2: 11).
Определение даты рождения
Иисуса Христа
Попытки установить год рождения Христа
по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и
т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус
родился между 7—5 годами до н. э. Дата
25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.
В различных современных исследованиях
даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до
н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла
быть Вифлеемской звездой) до 7 г. н. э., когда проводилась единственная
известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 г. до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по
евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого,
а тот умер в 4 г. до н. э. (по другим данным, в 1 г. до
н. э.). А во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени
своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.
Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит
указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк.2:8), что „были на поле
пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего", указывает на то, что
Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и
дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего
стада».
Установление даты празднования Рождества
Первые христиане были евреями и не
отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало
скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего
рождения). Поэтому впервые годы существования христианства никто не
интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения
Христова, который ныне известен как Пасха. После того, как в христианские
общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием
эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова.
По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.
Древний христианский праздник
Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие
впоследствии разными праздниками.
День зимнего солнцестояния занимал
важное место в культуре и религии многих древних народов, начиная, по крайней
мере, с эпохи неолита. Это доказывают сохранившиеся археологические памятники,
такие как, например, Стоунхендж в Англии и Ньюгрейндж
в Ирландии. В той или иной форме этот день отмечался в большинстве известных
культур, в том числе у славян (Великдень). С моментом
завершения периода сокращения дня обычно был связан религиозный праздник
«рождения бога солнца». Его праздновали представители многих религий:
германские язычники (под названием Йоль), поклонники
культа Митры, и др. В Римской империи времён раннего христианства также
существовал подобный праздник — день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti).
По решению отцов христианской Церкви было решено праздновать в этот день и
Рождество Христово.
Первое упоминание 25 декабря, как даты Рождества содержится в римском альманахе середины IV в. На первом месте в списке епископов и мучеников указано: 25 декабря — родился Христос из Вифлеема Иудейского (natus Christus in Betleem Judeae).
Рождественский пост (мясопуст)
Он начинается с 28 ноября и длится по
6 января (с 15 ноября по 24 декабря). Если первый день поста выпадает на
воскресенье, пост смягчается, но не отменяется.
Рождественский пост предваряет
праздник Рождества Христова 7 января (25 декабря), в который празднуется приход
Спасителя в этот мир в образе человека. Начинается пост за 40 дней до праздника
и поэтому тоже называется Четыредесятницей. В народе
Рождественский пост называют Филипповым, или Филипповками, т. к. он начинается
сразу после дня памяти апостола Филиппа — 14 (27) ноября.
Воздержанием в пище верующие выражают
почтение к празднику Рождества Христова. По Правилам воздержания Рождественский
пост близок к апостольскому до дня Святителя Николая — 19 декабря (1 января). С 20
декабря (2 января), непосредственно перед праздником Рождества, пост становится
особенно строгим.
По церковному уставу разрешается есть
рыбу в день Введения во храм Пресвятой Богордицы, а также неделю до 20 декабря (2 января).
По понедельникам, средам и пятницам
рождественского поста назначается сухоядение. Если на эти дни выпадает храмовый
праздник или бдение, разрешается есть рыбу; если
выпадает день великого святого — можно употреблять вино и елей (растительное
масло).
После дня памяти святителя Николая и
до предпразднества Рождества разрешается рыба в
субботу и воскресенье. В предпразднества рыбу есть
нельзя. Если эти дни выпадают на субботу или воскресенье, допускается
употребление пищи с маслом.
В сочельник (6 января, канун
Рождества) не разрешается принимать пищу до появления первой звезды. Этот
обычай принят в память о той звезде, которая вспыхнула в час рождения Спасителя
на земле. После появления первой звезды принято есть сочиво — вареные в меду
зерна пшеницы или сухофрукты, размоченные в воде, а также кутью — отварной рис
с изюмом.
Праздник Рождества длится с 7 по 13
января. С утра 7 января все ограничения в питании снимаются.
Пост запрещает:
• мясо и любые мясные блюда
• сливочное масло
• яйца
• молоко и сыр
Пост разрешает:
• крупы
• овощи в любом виде, зелень
• ягоды, фрукты и сухофрукты
• грибы
• орехи
• растительное масло