Рождественский сочельник
Канун Рождества, Коляды, называют
Рождественским сочельником. В большинстве стран приходится на 24 декабря, по
григорианскому календарю. Некоторые православные церкви, а также и Русская
православная церковь, греко-католики празднуют
Рождество по юлианскому календарю - 6 января. Православные христиане
употребляли в этот день в пищу сочиво - сушеные зерна, запаренные в воде
(кашу).
Сочивом называли не только кашу, но и
другую постную пищу. Также сок, масло разных семян:
конопляное, маковое, подсолнечное, ореховое, миндальное, горчичное и другие.
Этим маслом и соком приправляли каши во время поста перед Рождеством и в
рождественский сочельник.
В сочельник православные варили кутью,
католики - бигилию. Сочельник - вечерняя трапеза
накануне Рождества, сопровождаемая многочисленными обрядами и традициями . В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий
пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой
заканчивается предрождественский пост. По традиции она начинается с появлением
первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение
Иисуса Христа.
Рождественская служба
В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками. В Православной церкви в навечерие читаются часы, называемые царскими, потому что издавна на этом богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.
Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу. Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных книгах Православной церкви называется «пасхою, праздником тридневным». В этот день, по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вси на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки»
Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1, 8–25). В древние времена бдение продолжалось всю ночь. «От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче», — говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово. Божественную Литургию в праздник постановлено совершать «порану труда ради бденного». После литургии Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия французов в 1812 году.
Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном. Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: «Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” и прочее». С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно, избегая развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.
Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его» (Ис. II, 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе — отрасль от корня Иессеева и цвет он него — произрос Ты от Девы». Украшение ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе — источнике жизни, света и радости — может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23).
Рождественские Святки
С Рождества начинались святки - праздники, которые продолжались до Крещения (19 января). Все это время проходили святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам.
Корни
большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового
солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный
языческих характер. Вместе с тем, на архаичную
основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному
периоду церковью были приурочены события жизни Иисуса Христа.
Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю в новом году (см. Васильев вечер, Кесаретский поросенок, Кликанье мороза, Кутья, Рождество Христово). В традиционной культуре вкушение ритуальной пищи осмыслялось не как обычное насыщение, а как приобщение к жизненным силам, приписываемым этой пище мифологическим сознанием, и соответственно, к вечному круговороту жизни. Обрядовое кормление покойных "родителей", то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни.
Весь святочный период
был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными
действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. Так, в первый
день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины
совершали обряд славления Христа: они ходили по всем
домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых
славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество
и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик
разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением
хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в
новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в рождественский сочельник
или рано утром в Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни хозяевам
домов, за что вознаграждались обильным угощением (см.
Колядование, Колядка, Овсень, Виноградье).
Одной из ярких
особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В
каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных
праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания
устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни,
чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на
протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в
надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.
Основным смыслом святочного периода, по народным представлениям, являлось рождение нового года, в рамках которого формировались также судьбы природы, социума и каждого конкретного человека на следующий годовой цикл. Причем именно в Святки эти судьбы можно было предугадать с помощью примет, гаданий, оценки правильности или неправильности проведения обрядности, установленной традицией. В случае неудовлетворительного прогноза считалось возможным изменить, поправить судьбу, например, во время приготовления "васильевой каши".
Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и "страшные вечера" (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем "без креста", то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со "страшными вечерами", что отразилось в соответствующем названии.
К такого типа существам, появление которых связывается в традиции именно со Святками, относятся бесы в образе людей с железными головами, в остроконечных шапках, считали, что изо рта у этих существ идет огонь, в руках они держат каленый крюк, которым загребают детей, находящихся во время Святок в неурочные часы на улице. "Шулыканы" - дети кикиморы, которые рождаются в Святки в ненастные ночи и вылетают через трубу на улицу, где и живут до Крещенья. Они могут показаться ворожащим девушкам в виде чертенят черного цвета, с маленькими рожками и козлиными ножками. "Шилыханов" воспринимали как "мальчишек"-пакостников и шалунов, живущих артелями в заброшенных постройках; они делают мелкие гадости: могут пьяного в лужу завести, столкнуть в грязь человека. "Святочницы" - некрасивые, покрытых волосами духи, поюще и пляшущие в банях и неосвященных избах. Сущность всех этих духов, а также вообще выход на землю в Святки нечистой силы как проявление состояния хаоса в процессе становления миропорядка определенным образом соотносятся со святочными ритуальными действами: ряженьем, игрищами молодежи, гаданиями и т.п., содержащими элементы внешнего уподобления человека существам "иного" мира, а также с особыми ритуализованными формами поведения: воровство, бесчинства, осуждаемые в другое время и в корне отличающиеся от повседневных норм поведения.
Помимо нечистой силы, в Святки, особенно в "страшные вечера", активность проявляли, по народным представлениям, колдуны и ведьмы. Только колдун или колдунья, по поверьям, могли придти в чужую избу накануне или в день праздника и попросить огня из печи, что, несомненно, должно было привести к "выведению спорины" в доме, то есть - удачи, благополучия. В южнорусских губерниях бытовали рассказы о том, что голодные ведьмы в "страшные вечера" задаивали коров.
В связи со столь опасной спецификой святочного периода, чтобы оградить себя, скот и все хозяйство от воздействия нечистой силы и колдунов, накануне и в дни праздников, особенно в "страшные вечера", крестьяне производили очистительно-охранительные акции.
Полное и окончательное очищение от "страшных вечеров", с их ужасами, разгулом и бесчинствами, совершалось в день великого водосвятия в Крещение Господне - в праздник, завершавший Святки - время "без креста" - и манифестирующий установление порядка, расставляющего все на свои места.
В Рождество ранним утром, до рассвета, проводился обряд обсевания изб. Пастух ходил с торбой овса и, заходя в дом, бросал на все стороны (рассеивал) горсть зерна с приговором: "На живущих, на плодящих и на здоровье".
В Рождество девушки не гадали. Существовала примета: если в дом первой войдет чужая женщина, весь день в этой семье бабы хворать будут. Во избежание всяких неприятностей крестьяне соблюдали довольно строгие запреты. В день Рождества запрещалось заниматься хозяйственными делами. Нельзя было шить, иначе в семье кто-нибудь ослепнет. Нельзя плести лапти, иначе кривой будешь. А в лесу охотиться нельзя до самого Крещения, ибо с охотником случится тогда несчастье.
В полдень ходили всей семьей смотреть, как играет солнце. Если солнце играет - темные силы от него в щели прячутся. А если нечисть все-таки в дом забралась, то в этот день с ней короткая управа - кипятком углы обварить, да крапивным веником вымести.
Отец водил сына в амбар к сусекам с зерном. Перед тем наследника торжественно обряжали всем семейством. Овчинный полушубок опоясывали расшитым поясом, на голову надевали меховую шапку, на ноги - валенки. Над сусеками с зерном отец поднимал сына, желая вырасти ему быстрее да стать помощником в хозяйстве.
Второй день Рождества, который называется Собор Богородицы, посвящается прославлению Матери Христа, Пресвятой Деве Марии. Прославляя Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет. Оно было вызвано тем, что царь Ирод, узнав о Рождении Христа и поклонении ему волхвов, разгневался и повелел избить в Вифлееме всех младенцев, надеясь погубить и Спасителя. Но ангел явился Иосифу и повелел скрыться в Египте. После смерти Ирода Иосиф с Семейством возвратился и поселился в Назарете.
Девичьи гадания и хождение ряженых с этого дня продолжались до самого Крещения. Ряженые в вывороченных наизнанку шубах, в масках или с испачканными сажей лицами ходили по домам, распевая песни и разыгрывая различные преставления, сцены за соответствующее вознаграждение. Иногда водили с собой коня или быка.
А девушки гадали. Гадали всякий день по-разному, кто какие способы знал, тот так и гадал. Например, девушке тайком ночью нужно было войти в дровяной сарай и в темноте взять в руки первое попавшееся полено. Если полено гладкое, то и муж будет ласковый; если с сучками, то и муж будет злой да вредный. Ставили зеркало. Перед ним графин с водой. Вокруг графина зажигали свечи. Смотрели в зеркало сквозь графин: что кому привидится, то и сбудется. Или поджигали в темноте на блюде лист бумаги. Девушка становилась между горящим пламенем и стеной. Кто что на стене увидит, то и сбудется.
Повсеместно было распространено поверье, что с этого дня начинают беситься ведьмы, черти устраивают свои бесовские потехи, причем они стремятся как можно большее навредить людям. Ведьмы летают на помеле, собираются на свой шабаш. Крадут месяц с чистого неба и звезды по карманам растаскивают. В темноте-то им легче среди людей затесаться да всяких пакостей им наделать. Потому и православные ряжеными ходят, показывая, что место занято и здесь чертям и всякой нечисти делать нече
Звезда - предмет ритуала славления Христа, проводившегося в первый или второй день Рождества детьми и подростками. Деревенские ребята объединялись в группы по пять-шесть человек и ходили из дома в дом, поздравляя всех с Рождеством, один из них нес в руках звезду. Входя в избу, они сначала исполняли рождественскую молитву: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащий звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе". Затем начинали посыпать избу и всех находящихся в ней людей зерном. Обход дворов со звездой осмыслялся как приход волхвов, которых привела чудесная звезда, взошедшая над Вифлеемом в момент рождения младенца Иисуса Христа. Обсыпание же зерном воспринималось как пожелание богатства дому в наступающем новом году.
По обряду молодежь веселыми ватагами ходила от избы к избе с пением колядок - поздравительных новогодних песен. Подойдя к дому, под окном, молодежь начинала "выкликать коляду", сообщая хозяевам, что они пришли: "Пришла коляда накануне Рождества, здравствуй, хозяин с хозяюшкой!" Затем начиналось величание хозяина, хозяйки, "малых детушек-ребятушек", в котором описывалось фантастическое богатство дома. После величания следовало требование подарка, как правило в шуточной форме. Хозяева подавали им печенье, специально выпекавшееся в новогодние дни в каждой семье. Кончалось колядование песнями-заклинаниями. Колядовавшие обещали семье в новом году "рожь ужинисту, умолотисту, уколотисту, девяносто быков, сто десять коров" - все то, что нужно для счастливой жизни земледельца.
Третий день Рождества называли Степановым днем. По обычаю, в Степанов день затесывали колья, ставили их по углам двора, втыкая в снег, чтобы нечистую силу отпугнуть. Степан закален в опасности, потому и всякой нечисти не боится и кольями от нее в этот день как раз отгородиться. Степан ассоциируется с образом мужика-земледельца, а потому рожденный в этот день мальчик будет добрым, заботливым, рачительным и строгим хозяином. Еще в этот день всей деревней выбирали пастуха, заключали с ним договор, устраивали угощение.
Васильев вечер (Коляда) - канун Нового года, приходился на 31
декабря по ст. ст. Свое название вечер получил по имени св. Василия Великого,
архиепископа Кесарии Капподакийской,
память которого христианская церковь чтит 1 января (Васильев день). Помимо того, что Васильев вечер являлся
конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил
весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые
вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера",
отмеченные особым разгулом нечистой силы.
Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку (см. Хмельные напитки). Обязательными для новогоднего стола были кутья (как в сочельники), кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т.д., относящихся ко времени встречи Нового года, на весь год, сохраняют свою актуальность и в современном обществе.
Колядование проводилось трижды: в рождественский сочельник, накануне Васильева дня (в ночь с 31.XII на 1.1), в крещенский сочельник.
Принято считать, что колядование - это
магический акт, направленный на установление благополучия
как в природе, так и в крестьянской семье в первые дни создания нового мира.
Слово же "коляда" восходит к латинскому слову "календы".
Этот термин использовался в Древнем Риме для обозначения первых десяти дней
каждого месяца. В Древнем Риме первый день каждой календы выкрикивался жрецом...
Использованы работы детской студии изобразительного искусства при Ломовской СОШ, руководитель Краснокутская Л. А. (Мила)