В 1272 году благоверный князь
Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими
землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при
нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника
(память 11 декабря).

Московское княжество было в те времена маленьким и
незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил
его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием.
Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были
постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его
неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось
предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь
Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с
Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль,
Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в
Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со
своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои
права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего
брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к
миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300
году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь
татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли
Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани,
разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар.
Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная -
как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его
союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою,
чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было
принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и
братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить
чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни
насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений.
Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила,
кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего
дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому
Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровым была после Ростова
первой как по числу жителей, так и по крепости главного города.
Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь
остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более
сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение
выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было
положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.
Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!
С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей
личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила -
святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах - "Бог
не в силе, а в правде".
В 1303 году святой Даниил тяжело
заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом
монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви,
а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила,
как основанная им Даниловская обитель была в 1330 году переведена в
Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во
времена великого князя Иоанна III (1462-1505) преподобный Даниил
напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя
явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и
господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я
положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь
себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь
установил петь соборные панихиды по родственникам - князьям. Во времена
царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий
сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний
Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со
священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и
служить там панихиды.
В 1652 году благоверный князь Даниил
был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа
были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке "на прославление Святыя Троицы и на
исцеление немощствующих". Митрополит Московский Платон († 1812) в
составленном им Житии святого князя пишет: "Сей-то первоначальный
основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого
тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое
не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и
старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и
как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика,
понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и
граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый
его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не
потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так
предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не
прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую
славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу,
прозванному Калитой".
Тропарь благоверного князя Даниила Московского глас 4:
Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный и преподобный княже Данииле,/
в богопорученнем твоем граде Москве в жизни временней/ и просветися
воздержанием, и всенощным стоянием, и постом,/ и молитвою, и слезами ко
Всемилостивому Спасу/ за град свой Москву и за вся страны Российския
земли./ И по преставлении твоем честныя твоя мощи/ источают исцеления
неоскудно приходящим с верою,/ темже вопием ти:/ моли Христа Бога//
спастися душам нашим.