Двунадесятые праздники

(от древнерусского "два на десяте" - двенадцать)

Богослужебные Уставы еще на этапах своего формирования знали попытки наделить отдельные христианские праздники свойствами особого величия и торжественности. Эта идея приобрела наиболее завершенную форму в Русской Православной Церкви, где в отдельную группу были отнесены 12 важнейших празднований (двунадесятые праздники).

Двунадеся́тые пра́здники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге.

Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1(14) сентября):

·         Рождество Богородицы — 8 (21) сентября;

·         Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;

·         Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);

·         Рождество Христово — 25 декабря (7 января);

·         Крещение Господне — 6 (19) января;

·         Сретение Господне — 2 (15) февраля;

·         Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);

·         Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;

·         Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;

·         День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;

·         Преображение Господне — 6 (19) августа;

·         Успение Богородицы — 15 (28) августа;

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от прославляемого, двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, причем Господские стоят выше Богородичных. В особенностях богослужения это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, сначала служится обычная воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны, которые поются на Литургии в сам день праздника; великие прокимны (поются на вечерне в сам праздничный день)

Двунадесятых Господских праздников всего восемь:

·         Не переходящие: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение.

·         Переходящие: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.

Двунадесятых Богородичных праздников всего четыре: Введение, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы (непереходящие).

 

Двунадесятые праздники имеют особые дни - предпразднства, попразднства и отдания праздника.

·         предпразднство — это дни, подготавливающие праздник,

·         попразднство — продолжение праздника,

·         отдание — заключительная точка в праздновании праздника, на богослужении повторяются основные моменты праздничной службы.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:

·         Рождества Христова — 5 предпразднственных дней;

·         Богоявления — 4 предпразднственных дня;

·         Входа Господня в Иерусалим — нет предпразднства;

·         Вознесения Господня — нет предпразднства;

·         Дня Святой Троицы — нет предпразднства.

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства бо́льшей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

На праздничной великой вечерне всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея. Этот обычай идёт с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.

 

Особенности богослужения Господских праздников

1.      Служба Господского праздника будет одинакова в любой день седмицы.

2.      Если Господский праздник попадает на воскресенье или понедельник, то на Великой вечерне поется «Блажен муж», если со вторника по субботу, то «Блажен муж» отменяется.

3.      На литургии поются праздничные антифоны.

4.      На Малом входе добавляется входной стих в речь диакона перед Царскими Вратами, после этого «Приидите поклонимся» не поется, а поется тропарь праздника.

5.      Имеют особый отпуст.

6.      В день двунадесятого праздника вечером совершается Великая вечерня с вечерним входом и великим прокимном. Если праздник случится в субботу, то великий прокимен переносится с вечера дня праздника на вечерню самого праздника и читается на великой вечерне вместо рядового прокимна.

7.      В отдание праздника на Литургии читается один Апостол и одно Евангелие дня.

Богослужебные особенности двунадесятых Богородичных праздников

На эти праздники положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будни дни и на субботу, то служится служба празднику, если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, т.к. Богородица не выше Христа.

Богослужебные особенности соединения Богородичной службы с воскресной

1.      На «Господи, воззвах» поются стихиры праздника.

2.      После прокимна вечерни («Господь воцарися, в лепоту облечеся») читаются паремии праздника.

3.      На литии трижды поется тропарь праздника.

4.      На «Бог Господь» воскресный тропарь поется дважды, на «Слава и ныне» тропарь праздника.

5.      Полиелей, величание празднику с избранным псалмом и тропари воскресные по непорочных.

6.      Антифоны воскресные текущего гласа, но прокимен и Евангелие праздника.

7.      После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше»

8.      Воскресная стихира по Евангелии заменена стихирой праздника.

9.      Канон читается воскресный, Богородице и празднику.

10.  После 3-й песни Канона кондак воскресный, по 6-й Богородицы.

11.  Припевы по 8-й песни не поют, а читают «Честнейшую».

12.  «Свят Господь Бог наш» не отменяется.

13.  После Великого славословия тропарь только воскресный.

14.  На Литургии по входе «Воскресый из мертвых…», а не «молитвами Богородицы».

15.  Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и запричастный стих — сначала воскресный, затем праздника.

16.  «Достойно есть» заменяется задостойником.

17.  На славлении после отпуста, или по заамвонной молитве, тропарь, кондак и величание праздника.

Целостный корпус двунадесятых праздников в целом и каждое из празднований в отдельности чрезвычайно красноречиво свидетельствуют, прежде всего, об этапах формирования памятных событий и христианских праздников, а также о фазах становления церковного календаря.

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Википедия